История ГАЗ-12 «ЗИМ»

ГАЗ-12 – это первый представительский серийный автомобиль Горьковского завода, который по сути является предшественником ГАЗ-13. Новый ЗИМ относился к широкому классу и производился в период с 1950 по 1959 год включительно. Обладал 6-ти или 7-ми местным кузовом седан, отличающимся удлиненной базой и шестью окнами.

ГАЗ-М-12, 1950-1959 гг.
ГАЗ-М-12, 1950-1959 гг.

История создания ГАЗ-12 «ЗИМ»

В 1948 от правительства главному конструктору завода им. Молотова пришло официальное распоряжение на создание более современного легкового 6-ти местного автомобиля. Пожелания были таковы, чтобы новая модель имела что-то среднее между «Победой» и ЗиСом-110 в плане экономичности, динамики и комфортабельности. На эту ответственную работу дали небольшой строк – 2 года и 5 месяцев. Действовать нужно было быстро, и чтобы все успеть у Андрея Липгарта было всего 2 варианта – использовать имеющиеся на заводе агрегаты и модернизировать элементы кузова других моделей ГАЗа либо взять за готовый прототип импортный автомобиль. Советские специалисты пошли первым путем, в результате чего получилась интересная конструкция, которая могла гарантировать хорошие показатели во время езды. Во-первых, впервые в представительском классе автомобиля был использован несущий кузов. Во-вторых – кузов обзавелся отделяемой рамой. В-третьих – все силовые элементы на конечных точках кузова крепились болтами или были припаяны сваркой. Хотя и по сей день многие критики утверждают, что ГАЗ-М-12 создавался на основе знаменитого в 40-х годах седана Buick Super. Так это было или нет – мы утверждать не будем, но то, что сходств действительно много – это факт.

Один из прототипов Buick Super 1940 года выпуска
Один из прототипов Buick Super 1940 года выпуска
Первый опытный образец ЗИМа
Первый опытный образец ЗИМа

Чтобы сделать кузов более длинным, была использована рама от ГАЗ-М-20, которую разрезали на 2 части и сделали вставку в центральную ее часть , длиной 50 см. За счет того, что в новом автомобиле должен был быть использован современный 6-цилиндровый двигатель Dodge D5, его общая масса должна быть уменьшена. Это, пожалуй, был один из самых трудоемких процессов, так как ГАЗ-М-12 проектировался на 6 – 7 пассажирских мест. Поэтому, конструкторы решили пойти не только на удлинение кузова, но и расширение ниши задних колес, которая уже составляла 156 см. Так на диване могло свободно помещаться до трех пассажиров. Хоть это и спровоцировало расширение «хвоста» автомобиля, зато стало предлогом для создания весьма интересных, сильно выступающих задних крыльев. Теперь кузов мог вмещать три ряда сидений, а при желании среднее можно было сложить. Кроме этого, машина стала и заметно выше других легковых авто того времени, что сделало посадку более комфортной и свободной, да и в салоне стало намного приятней находится. Конструкторы решили отказаться от сервопривода руля, зато они увеличили само рулевое колесо и передаточное число до 18.2, что в результате дало необычайную легкость в управлении. Кстати, при своих немалых габаритах, радиус поворота у ГАЗ-М-12 составлял 6.85 м.

ГАЗ-М-12 на улицах Москвы
ГАЗ-М-12 на улицах Москвы

Плодотворно работая над своим детищем, конструкторам удалось победить и такие проблемы, как герметичность кузова, экономичность расхода топлива (не смотря на то, что сам двигатель стал мощнее) и возможность преодолевать брод.

С самого начала и по 1947 год автомобиль назывался в честь министра Молотова ЗИМ-12. В ноябре 49-го первый образец был продемонстрирован на праздничном мероприятии в Горьком, а уже спустя 3 месяца был отослан на презентацию «вождям-заказчикам». Как ни удивительно, но ГАЗ-М-12 понравился всем, а сам Сталин просто осыпал его комплиментами. Настоящим «рождением» этого автомобиля можно считать октябрь 1950 года, когда собрана первая полноценная партия, которая была разослана по структурным номенклатурам Советского союза. После этого запустили серийное производство и пустили автомобиль в продажу. Не смотря на то, что ГАЗ-12 считался представительским, его было разрешено продавать простым гражданам, но далеко не каждый мог себе позволить такое удовольствие, ведь его цена была в среднем 40 тыс.руб (что в 2 раза превышало цену на «Победу»). Чтобы обладать таким авто, между номенклатурными работниками буквально началась война с использованием разных хитроумных путей и махинаций, за что журнал «Крокодил» даже высмеял их в одной из своих статей.

Капот в открытом виде
Капот в открытом виде

Начиная с лета 1957 года, когда в политической сфере началась нестабильность и репутация Молотова была подпорчена, автомобиль решили переименовать, дав ему классическую приставку ГАЗ. Сам автомобиль считался «топовым» и соответствовал тогдашней моде. Он был похож на многие импортные модели высокого класса и даже в чем-то опережал их, поэтому ездить на ЗИМе было настоящей роскошью. Но резкая перемена стилистический решений в мировом автопроме стало причиной тому, что ГАЗ-12 быстро начал устаревать (это касается и задних фонарей, и V-образного лобового стекла, и формы капота). Все, что еще пару лет назад производилось в больших количествах и имело хорошую популярность, резко снималось с производства и ГАЗ-12 уже даже планировалось модернизировать. Единственная модификация, которая не потерпела значительных перемен и выпускалась вплоть до 1960 года – это медицинский хэтчбек ГАЗ-12Б с кузовом типа «эмбюлэнс». За 10 лет своей жизни, автомобиль был выпущен в 21527 экземплярах, многие из которых и по сей день покоряют улицы или украшают музеи родины, а также – других стран мира.

Конструкция и дизайн ГАЗа-М-12

эмблема автомобиля ГАЗ-12
эмблема автомобиля ГАЗ-12

Как говорилось ранее, на создание автомобиля давалось очень мало времени, поэтому пришлось «нахвататься» идей от импортных аналогов высокого класса. Что касается салона, он выделялся очень мягкими поручнями на спинке и боковых частях кресел, широкими задними подлокотниками, дополнительной верхней подсветкой и многими другими полезными «штучками». Металлические детали салона были отделаны «под дерево» (в том числе и вся передняя панель), на полу располагались плотные дорогие ковры, сочетание белого пластика и хрома во многих деталях дополняло положенную этой машине атмосферу роскоши и неповторимости. В центральной части передней панели приборов располагался трехдиапазонный радиоприемник, под ним – пепельницы и электроприкуриватель. Кроме того, уже появились часы с недельный подзаводом. Инновацией стали также световые индикаторы перегрева воды в системе охлаждения и затянутом ручнике.

Панель приборов ГАЗ-М-12
Панель приборов ГАЗ-М-12

Кстати, не возникает никаких сомнений, что «горьковцы» позаимствовали конструкцию капота у американских элитный авто, который открывался либо вправо, либо влево, либо снимался вовсе, без каких-то особых проблем. Решетка радиатора очень напоминала такую, как использовали у «Кадиллаков» из модельных рядов 1948 года. Но сходство было только внешне, так как сама конструкция очень отличается, да и пропорциональные соотношения использованы другие. В результате, передняя часть ГАЗ-12 смотрелась очень достойно на те времена, хотя назвать ее чей-то копией язык не поворачивается. Капот был декорирован красным «гребнем», который имел подсветку, горящую, как правило, в ночное время. Сам кузов был несущим, но взяв во внимание столь большую колесную базу, такой «феномен» был настоящей редкостью среди советских легковушек. Стоит отметить, что еще с самого начала, дизайну ЗИМа отводилось должное внимание и это сразу можно заметить по роскошному стайлингу, множеству хромовых вставок, а также – элегантным сглаженным линиям и боковым выступам. Каждая деталь, каждая мелочь тщательно продумывалась, поэтому что интерьер, что экстерьер были на высшем уровне.

Заднее сиденье с широкими подлокотниками
Заднее сиденье с широкими подлокотниками

Краска для автомобиля была одной из лучших нитроэмалей во всем Советском союзе. Окрашивание производилось в семь слоев, каждый из которых тщательно полировался. Как правило, автомобили были насыщенно черные, но иногда можно встретить белый или цвет «хаки». Это касалось классический модификаций, ведь медицинские машины окрашивались только под «слоновую кость», а такси – только в серый цвет. Экспортные модели были немного интересней, ведь они имели, кроме стандартных цветов, еще вишневый или комбинацию двух цветов. Пытаясь угодить китайскому рынку, только для них ГАЗ-12 поставлялся в синем цвете, так как именно этот цвет китайцы любили и верили в его способность приносить удачу.

Рулевое колесо автомобиля
Рулевое колесо автомобиля

ЗИМ-12 имел увеличенные 15-дюймовые колеса, но шины с бело боковой отделкой (которые, кстати, закупались в Америке) ставились только на выставочные варианты.

Технические характеристики ГАЗ-М-12 «ЗИМ»

Пытаясь сделать автомобиль мощнее и более проходимым, конструкторам горьковского завода нужно было позаботиться и об высокой экономичности, поэтому было решено установить 6-цилиндровый двигатель. По конструкции он был приемником двигателя ГАЗа-11, но второй отличался сдвоенным карбюратором К-21, алюминиевыми цилиндровыми головками и высокой степенью сжатия.

Двигатель ЗИМа-12
Двигатель ЗИМа-12

Двигатель нового ЗИМа стал более совершенным за счет использования в нем симметричных шатунов. Это решило главную проблему подобных двигателей, которые часто выходили из строя при повышенных оборотах. Интересно и то, что модифицированные двигатели от ГАЗ-12 в дальнейшем широко использовались, например, на гусенице ГАЗ-47, или колесном БТР-60П и даже на автобусе ПАЗ-652Б.

Инновационная коробка передач, которая имела на 2-й и 3-й передачах синхронизаторы, была в виде удобного рычага сбоку на колонке рулевого колеса. Это решение было разработано специально для ГАЗ-12 по типу знаменитых американских автомобилей. Спустя несколько лет «мода» на подобные КП расширилась, и их уже устанавливали на многие модели ГАЗа, а также – некоторые РАФы или ЕрАЗы. Именно высокий уровень унификации заметно облегчил процесс обслуживания таких авто. Еще одной инновацией, не имеющей подобных аналогов, стала гидромуфта. Она представляла собой достаточно оригинальную по конструкции деталь трансмиссии, которая была расположена между сцеплением и мотором. Это такой своеобразный, наполненный машинным маслом, картер, в котором непрерывно вращались два ротора. Сами роторы имели вид половинчатых тороидов, которые разделялись лопастями с 48 отсеками.

Салон автомобиля ГАЗ-12
Салон автомобиля ГАЗ-12

Насосное колесо, которое крутилось во время работы двигатели, обеспечивало маслу в картере движение, в следствии чего начинало вращаться и колесо турбины. В этом процессе они могли несколько соскальзывать. По сравнению с американскими аналогами гидромуфт, которые увеличивали крутящий момент и обеспечивали трансмиссии автоматическую работу, советский вариант таких показателей не давал, но все равно улучшал качество эксплуатации автомобиля. Это, в первую очередь, сказалось на том, что ГАЗ-12 мог легко начать движение с любой передачи, очень плавно и без «тряски». Кроме того, гидромуфта обеспечивала работу трансмиссии и двигателя отдельно друг от друга, поэтому во время движения можно было резко нажать на тормоз и полностью остановить ЗИМ, не понижая передачи, а потом просто отпустить педаль, нажать на акселератор и продолжить движение. Именно проскальзывание колеса турбины и гидромуфты не допускало остановки работы двигателя.

Один из первых чертежей ГАЗ-М-12 «ЗИМ»
Один из первых чертежей ГАЗ-М-12 «ЗИМ»

Зато явным недостатком являлась тормозная система ЗИМа. Хоть тормоза и имела две ведущие колодки, но на любом уклоне машину мог удержать только ручник. Когда машина останавливалась и были зажаты лишь педальные тормоза, она все равно начинала катиться вниз. Именно поэтому, «ручник» был достаточно мощным и отвечал высоким технологическим требованиям. Только и здесь есть одно «НО»: зимой, когда ручник долгое время был зажат (например, на ночь) к барабанам могли примерзнуть тормозные колодки.   

Работы над собранием кузова ГАЗа-12

Впервые в Советском союзе на легковом автомобиле конструкторы использовали задний мост гипоидного типа и с неразрезным картером, а также – карданный вал с двумя звеньями. В результате такого сочетания уровень шума мостовой пары заметно снизился, также был снижен уровень пола, а специальный тоннель для карданного вала почти исчез. Но «ложкой дегтя» в этой конструкции можно считать то, что сам задний мост требовал дорогого гипоидного масла, которое в Советском союзе было настоящей редкостью. А используя обычное трансмиссионное масло, можно было легко вывести из строя сам мост уже после 2-3 минут его работы.

Передняя подвеска ГАЗ-М-12 была очень похожей на подвеску «Победы» – такая же шкворневая, независимая и пружинная.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ

Период выпуска 1950-1959 гг.
Средняя стоимость 40 000 руб.
Тип кузова 4-х дверный цельнометаллический седан 
Количество мест 5 + место водителя
Размеры, д/ш/в 5530/1900/1660 мм
Колея передних/задних колес 1460/1500 мм
Число осей 2 (одна ведущая)
Вес 1940 кг
Углы въезда (передний/задний) 24/18 градусов
Min радиус поворота 6,8 м
Макс. скорость 120 км/час
Расход топлива/100 км. 15,5 л
Передняя подвеска 2-х рессорная с двумя гидравлическими амортизаторами
Задняя подвеска Рычажная, независимая, пружинная с двумя гидравлическими амортизаторами 
Колеса Дисковые, штампованные
Диаметр шин 15 дюймов
Аккумулятор (тип/емкость/напряжение) 6-СТ-68-ЭМ—ГОСТ 959—51/68 а-ч/12В
Двигатель Бензиновый, 4-тактный
Количество цилиндров 6
Диаметр цилиндра 82 мм
Порядок работы цилиндров 1—5—3—6—2—4
Объем 3,48 л
Сила сжатия 6,7
Ход поршня 110 мм
Мощность 90 л.с
Система охлаждения Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией
Радиатор Трехрядный, трубчатого типа
Фильтр грубой/тонкой очистки Пластинчатый, щелевой/ с фильтрующим элементом АСФО
Карбюратор К-21, сдвоенный, сбалансированный
Тип топлива А70
Объем топливного бака 80 л
Рулевой механизм Червяк с двухгребневым роликом, глобоидального типа
Передаточное число 18,2
Тормозная система Колодочная, гидравлическая
Ручной тормоз Задний, механический
Гидромуфта Цельная с торцевым уплотнением
Сцепление Сухое, 1-дисковое
Коробка передач Гипоидная, 3-ступенчая (2-я и 3-я с синхронизаторами)
Карданная передача С двумя открытыми трубчатыми валами, шарниры с игольчатыми подшипниками
Дифференциал Конического типа, с 2-мя сателлитами
Полуоси полуразгруженные

НЕСБЫВШИЙСЯ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ

ГАЗ-12 в процессе модернизации
ГАЗ-12 в процессе модернизации

Начиная с 1956 года было принято решение о модернизации ЗИМа с последующим его названием ЗИМ-12В. Что касается «внутренней начинки», то предполагалось улучшить систему двигателя, сделав его еще мощнее, устранить все недостатки тормозной системы и использовать современную автоматическую трансмиссию, как на тогдашних американских авто. В плане дизайна, изменения планировались не очень глобальные. Первым делом планировалось лобовое стекло сделать цельным, а ободкам фар дать более элегантный и дорогой вид. Кроме этого, на боковинах должны были красоваться молдинги, новая клетчатая решетка радиатора, усовершенствованная форма «задка» и т.д.

Один из вариантов модернизированного ЗИМа
Один из вариантов модернизированного ЗИМа

Но день за днем конструкторы начали понимать, что ГАЗ-12 сильно устарел и даже модернизация внешнего вида не дадут того эффекта, чтобы вновь поднять автомобиль на вершину. К тому же, полным ходом шла работа по созданию новой «Чайки, которую планировалось выпустить в скором времени. Это стало дополнительным «якорем» для «горьковцев», которые не видели никакой перспективы в ЗИМе и не хотели понапрасну тратить на него огромные средства. 

Модификации ГАЗ-М-12

ГАЗ-М-12Б – медицинский седан серийного производства, который отличался внешними петлями крышки багажника, через который можно было легко вкатывать или вносить носилки с человеком.

Скорая помощь ГАЗ-М-12Б
Скорая помощь ГАЗ-М-12Б

ГАЗ-М-12А – такси с кузовом седан и дорогой отделкой салона из кожзама. Производился небольшими партиями и часто использовался на международных линиях.

ГАЗ-М-12 «Фаэтон» – кабриолет с откидным верхом, изготовленный в 1949 году лишь в двух экземплярах.

ЗИМ-12 В ИНДУСТРИИ КУЛЬТУРЫ И СУВЕНИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Украинский завод Херсон-Моделс и китайский ИСТ-моделс достаточно большими партиями изготавливали игрушки ГАЗа-12 в масштабе 1:43. Кроме того, читатели автомобильного журнала «Автолегенды СССР» изд. ДеАгостини могли приобрести ее по доступной цене вместе с очередным выпуском. Много лет спустя в том же Китае был выпущен ГАЗ-М-12 в масштабе 1:12 в ограниченном количестве. Именно в этой модели до мельчайших подробностей был проработан как экстерьер, так и интерьер автомобиля. 

Игрушка ГАЗ-12Б «Скорая помощь» в масштабе 1:43
Игрушка ГАЗ-12Б «Скорая помощь» в масштабе 1:43
Сувенирная игрушка от китайского завода «ИСТ-моделс»
Сувенирная игрушка от китайского завода «ИСТ-моделс»

Кроме того, автомобиль часто фигурировал в документальных советских фильмах, например «Тайна двух океанов». Также, Зим можно встретить в комедиях «Семь стариков и одна девушка», «Дайте жалобную книгу» басне «Меры веса», рекламных и информационных плакатах. Даже писатель С.Михалков упомянул в своей поэзии этот автомобиль: «В ЗИМе — седой генерал-лейтенант, Рядом с шофером — его адъютант…». Сейчас восстановленные экземпляры ЗИМа часто используют в качестве свадебных автомобилей, несколько лет назад он снимался в клипе группы «Иванушки Интернейшнл» и группы «Браво».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГАЗ-М-12

ЗИМ-12 в качестве экспоната в одном из советских музеев
ЗИМ-12 в качестве экспоната в одном из советских музеев
  • На протяжении всего периода производства выпускалось не более 6-ти автомобилей в день.
  • Из-за того, что машина постоянно стартовала со второй или третьей передачи, спустя некоторое время гидромуфта начинала подтекать. Но один из обычных автолюбителей Н. Фарафонов залил с помощью шприца в муфту 6,5 кг тугоплавкой смазки Литол 24 и проблема была решена.
  • В период разработки дизайна автомобиля, А.Липгард временно переехал работать в студию художников.
  • На каждый кузов использовалось в среднем 4 кг чистого олова.
  • В 1971 году в Риге модифицировали классический ЗИМ в пикап, сделав в результате из автомобиля катафалк.